[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ролевая игра » Не в ролевой » Всякая всячина » Мифология
Мифология
РозаДата: Вторник, 17.02.2009, 23:25 | Сообщение # 1
~Владею даром и умом~(Главная)
Группа: Администраторы
Сообщений: 260
Репутация: 0
Статус: Свалила
Инфа: Вампиры

В современной культуре вампиры очень популярны. Продюсеры каждый год выпускают десятки фильмов про борцов с кровососами, издательства выпускают серии вампирской литературы, юные готы в тематических форумах обсуждают, как правильно пить кровь возлюбленных… А что думает о вампирах современная медицина?

Рассказы об оживающих покойниках и злых духах, которые питаются человеческой кровью, существовали практически вот всех культурах мира. Кровь издавна считалась основой жизненной силы, поэтому существа, которые способные пить ее у человека, вызывали суеверный ужас. В странах Востока кровушкой обычно баловались злые боги и враждебно настроенные духи, в то время как в европейской культуре большей популярностью пользовались вампиры-покойники.

Славянская прародина вампиров

Современные представления о вампирах в значительной степени основываются на данных славянской мифологии. Народные суеверия об упырях Восточной Европы оказали огромное влияние на жителей соседних стран, так что со временем образ вампира стал универсальным почти для всего мира.

У славянских народов считалось, что вампирами чаще всего становятся жертвы убийств, самоубийцы или умершие колдуны. Крестьяне верили, что тот, кто умер до положенного срока, будет доживать свой век после смерти. Такому ожившему покойнику не подходит обычная еда, поэтому он черпает жизненную силу у живых, выпивая их кровь.

Как известно, лучшее лечение – это профилактика, поэтому родственники погибшего, подозревающие, что он может стать вампиром, предпочитали подстраховаться и заранее принимали необходимые меры. Считалось, что обезвредить вампира можно несколькими способами: положить ему в гроб распятье или чеснок, прибить гвоздями одежду к гробу или пробить сердце покойника осиновым колом. Смысл последнего действия был двойственен. С одной стороны, покойник без сердца имел меньше шансов на оживление, с другой стороны, считалось, что осиновый кол прибивает тело к земле, так что вампир просто не сможет вылезти из могилы.

У румын умерших раньше срока (детей и молодых людей) могли проверять на вампиризм. Для этого после похорон несколько лет не зарывали могилу, чтобы в любой момент можно было прийти и посмотреть, как разлагается тело. Если разложение шло правильно, могилу зарывали, а если покойник долгое время оставался нетленным, ему отрубали голову, клали в рот чеснок, а тело протыкали колом.

Дело о вампирах: следствие ведут ученые

В XVIII веке были предприняты первые попытки научного расследования случаев вампиризма. Самый известный задокументированный случай случился с сербским крестьянином Петером Благоевичем в 1725 году. Именно в этот год добропорядочный земледелец Петер скончался в возрасте 62 лет и был похоронен согласно местным обычаям. Через два месяца после похорон всего за 8 дней от непонятной болезни внезапно умерло девять его односельчан, причем каждый из них утверждал, что накануне ночью к нему являлся покойник Петер. Вдова умершего не верила в эти рассказы, пока однажды ночью мертвый муж не начал стучать ей в дверь, требуя, чтобы она выдала ему его обувь. Бедная женщина была так напугана, что наутро в спешке навсегда покинула родную деревню.

Мохноногие вампиры

Самыми знаменитыми природными вампирами считаются летучие мыши, хотя на самом деле большая их часть питается исключительно насекомыми. Однако в Центральной и Южной Америке встречаются так называемые вампировые летучие мыши, которые пьют кровь млекопитающих и птиц.

Биологи присвоили трем видам этих мышей звучные названия: вампир обыкновенный, вампир белокрылый и вампир мохноногий.

Обычно жертвами природных вампиров становятся спящие животные, у которых летучая мышь за 20 минут может выпить до 40 мл крови. Изредка летучие вампиры нападают и на спящих людей, но угрозу представляет не кровопотеря, а то обстоятельство, что летучие мыши являются переносчиками инфекционных заболеваний.

Местные жители приняли решение выкопать тело из могилы, чтобы провести расследование. На экспертизу были приглашены местные военные и священник. Выкопав и вскрыв гроб, они обнаружили, что тело совсем не подверглось разложению, у покойника отросли ногти и волосы, кожа выглядела свежей, хоть и бледноватой, а во рту виднелись следы крови. Местные жители потребовали, чтобы сердце трупа проткнули осиновым колом, что и было сделано, причем в момент удара изо рта вампира вырвался фонтан свежей крови. Пока местные жители сжигали тело упыря, военный, командовавший церемонией вскрытия, подробно описал все происходящее в рапорте начальству. Вскоре этот документальный отчет перепечатывали ведущие газеты разных стран.

В Европе начался бум борьбы с вампирами, чуть ли не в каждой деревушке находились подозреваемые в распитии крови с корыстными целями, в столицы постоянно шли известия о том, что крестьяне выкапывают "подозрительные" трупы и протыкают их осиновыми кольями. Истерия развилась до такой степени, что власти многих стран поручали медикам провести расследование всех загадочных случаев и научно подтвердить или опровергнуть существование вампиров.

В 1746 году уважаемый французский богослов и ученый Антуан Августин Калмет выпустил трактат, где обобщил все известные ему материалы по случаям вампиризма в Европе. Там он осторожно предположил, что вампиры действительно могут быть не мифом, а реальностью. Авторитет Калмета был столь высок, что в обществе стали считать, что существование вампиров научно доказано.

Охота на вампиров несколько утихла лишь в 1768 году, когда знаменитый австрийский врач Герхард Ван Свитен выпустил работу, где доказывал, что вампиров не существует, а все описанные раньше случаи имеют научное объяснение.

Вампиров вылечат генетики?

Казалось бы, тема вампиров наукой с тех пор закрыта, однако едва ли не самое революционное открытие медиков, связанное с вампиризмом, было сделано лишь во второй половине XX века. В 1963 году английский доктор Ли Иллис предоставил в Королевское медицинское общество свою монографию "О порфирии и этиологии оборотней", где были проанализированы документальные записи о случаях вампиризма и оборотничества в Европе XII-XIX вв. Доктор Иллис высказал революционное предположение, что в основе большей части подобных историй не суеверия, реальные случаи, связанные с порфирией.

Порфирия – это редкая форма генетического нарушения: болеет один человек из 200 тысяч. Если у кто-то из родителей есть порфирия, то с вероятностью в 25% она передастся ребенку. Как и многие другие генетические нарушения, порфирия часто бывает в результате инцеста, поэтому от нее часто страдали европейские монархи, вынужденные выбирать жен среди близких родственников.

Болезнь характеризуется тем, что нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина. Таким больным солнечный свет приносит невероятные мучения, поэтому они вынуждены днем прятаться в закрытых помещениях, а на улицу выходить только ночью.

При тяжелых формах болезни у пациентов деформируются сухожилия, что иногда приводит к скручиванию пальцев. Кожа вокруг губ и дёсен высыхает и ужесточается, что в результате приводит к тому, что резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. У пациентов бледнеет и истончается кожа, а иногда из-за отложения порфирина зубы приобретают красноватый цвет. Словом, все признаки вампиризма налицо.

Понятно, что историю с Петером Благоевичем вряд ли можно объяснить этой болезнью, однако очень вероятно, что многие живые люди, казненные по обвинению в оборотничестве и вампиризме, на самом деле могли быть всего лишь несчастными больными. Сейчас успешное развитие генной инженерии позволяет предположить, что скоро порфирия навсегда исчезнет из списка людских болезней. А вот суеверия, связанные с вампирами, похоже неистребимы.

В марте 2007 года один из независимых борцов с вампирами пробрался на могилу бывшего президента Сербии Слободана Милошевича и начал вбивать в землю боярышниковый кол. Полиции осквернитель могил объяснил, что пытался проткнуть сердце Милошевича, чтобы тот не смог восстать из могилы в виде вампира. Так что, похоже, что дело Ван Хельсинга живет и побеждает.

Ведьмы
ВЕДЬМА, по народным поверьям женщина-колдунья. Представления о ведьмах как о женщинах, вступивших в союз с нечистой силой, вызвали их преследования, т. н. «охоту на ведьм».

ОХОТА НА ВЕДЬМ», массовые процессы против ведьм, организованные духовными и светскими властями в средневековой Европе, а также аналогичные процессы в более позднее время в Новом Свете. В более широком смысле понимается как преследование инакомыслящих.
До 13 в. число преследований за колдовство в Европе было сравнительно невелико. Церковь наказывала колдуна (идолопоклонника) за отпадение от веры наложением духовного наказания (епитимья, временное или пожизненное отлучение, отказ в причастии перед смертью и т. п.). Светская власть карала демонослужителя не за грех — отступление от слова Божьего, а за преступление, совершенное по наущению дьявола.
В 11 в. количество колдовских историй, доходивших до суда, значительно увеличилось. Нередко светские суды выносили смертные приговоры колдунам, не нанесшим прямого ущерба. Инквизиция в начале своего существования не преследовала колдунов, оставляя их во власти светских и епископских судов. Однако с 13 в., после буллы папы Григория IX «Голос в Риме» и постановлений папы Александра IV, суду инквизиции стало подлежать всякое колдовство — все, что «явно пахнет ересью».
Поворотным пунктом в истории «охоты на ведьм» явилась так называемая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — «Summis desiderantes» (1484). С этого момента инквизиция сосредоточила главное свое внимание не на чистоте христианской веры и правильности отдельных догматов, а на беспощадном искоренении ведьм и колдовства. Количество жертв буллы Иннокентия VIII исчислялось сотнями тысяч человек. За 150 лет в Испании, Германии, Италии было сожжено более 30 000 ведьм. В Лотарингии в течение 15 лет инквизитором Николаем Реми было сожжено 900 ведьм, в Фульде Бальтазар Фосса сжег 700 человек, в Бамберге были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет, городской совет города Роттенбурга чувствовал «усталость» от бесконечных процессов и сетовал на то, что скоро в городе не останется ни одной живой женщины. В Нейссе для сжигания ведьм была построена особая печь огромных размеров, а на постоянной службе у инквизиции находилось не менее 10 палачей. В Баварии в 16 в. палач зарабатывал на ведьмах 169 талеров в «плохой» год.
Для заключения под стражу было достаточно доноса, дурной молвы, личных подозрений инквизитора. К даче показаний привлекались свидетели всех сословий и даже преступники и люди, лишенные прав. Нередко доносительство принимало эпидемический и совершенно безумный характер из-за страха доносчика самому попасть под подозрение. В 1630 в Страсбурге магистрат опубликовал закон, ограничивающий деятельность доносчиков, мотивируя это тем, что вскоре не останется ни одного человека вне подозрения.
На теле арестованной искали, предварительно полностью сбрив волосяной покров, так называемую «дьявольскую печать» — бескровное место, потерявшее чувствительность к боли. Официальные методы следствия, изложенные в знаменитой книге монахов-инквизиторов Инститориса и Шпренгера «Молот ведьм», включали в себя использование обмана, подслушивания, провокации. Осуждение на смертную казнь предполагало признание в содеянном, для получения которого подозреваемых подвергали жестоким пыткам. После вынесения приговора, осужденных ждал костер («аутодафе»). Все расходы по ведовским процессам покрывались из средств осужденных ведьм и колдунов. Конфискации подлежало все движимое и недвижимое имущество, вплоть до одежды как осужденного, так и оправданного.
Отмена процессов против ведьм произошла лишь в 18 в. Последние ведьмы были сожжены в 1780-1790.
Процессы против ведьм проходили не только в католических странах. Наиболее известна «охота на ведьм» 1692 в г. Сейлеме (США, шт. Массачусетс), заселенном конгрегационалистами-кальвинистами. Случаи стихийного самосуда (обычно сожжения) над заподозренными в колдовстве имели место во многих странах, в том числе и в России.

Инквизиция-ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск), в католической церкви в 13-19 веков особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 веках одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.

Молот ведьм-«МОЛОТ ВЕДЬМ», книга инквизиторов Генриха Инститориса и Якова Шпренгера, изданная в 1487 Кельнским университетом, подробно рассказывающая о колдовстве, ведьмах и методах борьбы с ересью.
При ее написании авторы кропотливо собирали материал по данной теме в богословских и философских трудах великих христианских и языческих деятелей: Фомы Аквинского, Иоанна Златоуста, Григория Великого, Вильгельма Парижского, Оригена, Бонавентуры, Аристотеля и т.д.
Книга состоит из трех частей. Первая — теоретическая, заключает в себе 18 вопросов о трех силах, составляющих колдовство (дьявол, колдун, Божье попущение) и ответов на них, основанных на отсылках к отцам Церкви, собственном опыте и общеизвестных фактах. Вторая часть, по преимуществу историческая, посвящена двум коренным проблемам: кому не приносит вреда колдовство и как его можно устранить? Первой проблеме отводится 16 глав, второй — 8. В каждой главе авторы оперируют множеством «не подлежащих никакому опровержению фактов», рассказанных авторитетными лицами, зачастую очевидцами. Третья часть, состоящая из 35 вопросов, по преимуществу юридическая и рассматривает методы ведения процесса против ведьм, попутно разрешая побочные юридические казусы.
Книга вызвала множество восторженных отзывов и многократно переиздавалась: 16 изданий вышло в Германии, 11 — во Франции, 2 — в Италии. Папы Александр VI, Лев X, Адриан VI неоднократно подчеркивали правильность основных положений книги. Однако несмотря на огромную популярность, «Молот ведьм» не переводился с латыни на другие языки, и лишь в самое последнее время появился перевод на немецкий и в 1930 — на русский (опубликован издательством «Атеист»).
Оба автора книги, монахи доминиканского ордена Генрих Инститорис и Яков Шпренгер, были профессорами теологии и состояли инквизиторами в Верхней Германии (Майнц, Кельн, Трир, Зальцбург, Бремен). Встречая препятствия в своей инквизиционной деятельности они обратились с жалобой к папе Иннокентию VIII, ответом на которую послужила булла против ереси ведьм Summis desiderantes, разрешавшая самое жестокое преследование еретиков, заподозренных в колдовстве. Поддерживаемые папой Инститорис и Шпренгер развернули свою деятельность с размахом, превышавшим все делавшееся ранее: только за короткий срок было сожжено 48 ведьм. Однако кровавая энергия инквизиторов вызвала сильное народное возмущение, вынудившее епископа Георга Гольсера выпроводить Инститориса за пределы Инсбрука. Для устранения последних препятствий в деятельности святой инквизиции, Генрих Инститорис и Яков Шпренгер издают «Молот ведьм» — книгу, утвердившую священное право инквизиции жесточайшим образом искоренять дьявольскую ересь. Вся книга была написана Инститорисом, а введение, названное «Апологией», создал Шпренгер.
Несмотря на отсутствие оригинальности в названии («Молот иудеев» Иоанна Франкфуртского был опубликован в 1420, «молотом еретиков» называли св. Иеронима, Бернарда из Ко, Гергарда Грота), книга содержала несколько новых положений, придавших иное направление борьбе с колдовством. Авторы настаивали на том, что колдовство является преступлением как с духовной точки зрения, так и со светской, будучи «малефициум» — вредительством. Даже для раскаявшейся ведьмы, не являвшейся упорствующим или закоренелым преступником, должна применяться смертная казнь. Предложение Инститориса и Шпренгера получило одобрение Латеранского собора (1514), приведшее к тому, что даже светское законодательство стран, уничтоживших инквизицию, сурово карало колдовство и ведовство, считая их исключительным видом преступления (crimen exeptum) и применяя методы инквизиционного судопроизводства. Процессы против ведьм были прекращены только в 18 в.

НИМФЫ

Нимфы, в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил в образе прекрасных девушек. Самые древние, мелиады, родились из капель крови оскопленного Урана. Различают нимф водных (океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и т. д. Имена нимф, связанных с водой, чаще всего указывают на то или иное свойство водной стихии. Нимфы, обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти, врачевательницы и пророчицы, от браков с богами рождали героев и прорицателей, например Axилла, Эака, Тиресия. Красавицы, которые обычно обитали вдали от Олимпа, по велению Зевса призывались в чертоги отца богов и людей.
Из мифов, связанных с нимфами и нереидами, наиболее известен миф о Посейдоне и Амфитрите. Однажды Посейдон увидел у берега острова Наксос как водят хоровод сестры-нереиды, дочери морского вещего старца Нерея. Пленился Посейдон красотой одной из сестер - прекрасной Амфитритой, и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог найти Посейдон прекрасную Амфитриту, дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин. За эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.

Литература
Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима, -М.:Правда, 1988

ДРАКОНЫ
Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них. Согласно древним аккадским источникам, у дракона были лапы собаки, голова льва и крылья птицы. Образ Дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом.
В этих космических битвах, как правило, побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир: "И рассек он ей внутренность, и пронзил сердце... и создал из одной половины твердь небесную, а из другой — твердь земную..." В каждой стране поэты воспевали эту титаническую битву. В древнейшем вавилонском сказании "Энума элиш" говорится о борьбе бога Мардука с Тиамат, богиней первобытного космического океана. Один из богов ведического пантеона, Индра, побеждает дракона Вритру, семитский бог Баал — бога Йаму, владыку изначального океана... Широко известен и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Творцом.
Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун. Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона. На щите Агамемнона (11-я песнь "Илиады") был изображен синий трехглавый дракон. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о драконах, сказания даосизма повествуют об их деяниях. Драконы — крылатые змеи, в образе которых соединялись животные, воплощающие два мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь. Изображение дракона служило символом императора, а феникса — императрицы.
В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.
Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой. И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя.
Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, бога мудрости. Этот символ бесконечен, как бесконечен вечно развивающийся мир, охраняемый кольцом уробороса.

Литература
Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002


ГЛАВНАЯ АДМИНКА

 
Ролевая игра » Не в ролевой » Всякая всячина » Мифология
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: